НЕУДОБНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Хроника: Часть 21. Ответы Лидии Сычевой
30 мая, 2010
АВТОР: Глеб Давыдов
В этой части Хроники Неудобной литературы хочу представить вашему вниманию ответы Лидии Сычевой, писательницы и главного редактора интернет-журнала
Ну а теперь полностью:
Читаете ли вы современную художественную литературу, публикуемую в издательствах и толстых журналах? Если да, то как часто? Многое ли нравится? Если есть, назовите, пожалуйста, последнюю из понравившихся книг (роман, повесть, рассказ), ее автора и, по возможности, время и место ее публикации.
Благодарю за возможность высказаться на столь важную для меня тему. О себе я могу сказать следующее: как самостоятельный, не подверженный манипулированию читатель я сформировалась примерно к тридцати годам. До этого времени я ориентировалась на свой стихийный «вкус», на различные «авторитетные» мненья шумных современников, на публикации в литературных журналах. То есть я была обычным читателем, очень приблизительно представляющим глубинные процессы, происходящие в современной культуре.
Учёба в Литературном институте, общение с писателями, особенно с поэтом Валентином Васильевичем Сорокиным, который сильно повлиял на моё становление, работа в журналистике резко повысили мою информированность, расширили горизонты и систематизировали моё чтение. Оно стало более осмысленным, и с каждым годом я становлюсь требовательней к выбору авторов и книг. Читаю я много, ещё больше – «не дочитываю». Т.е. некоторые рукописи и произведения оставляю на второй-третьей странице. Практически никогда не читаю «модных книг», «раскрученных авторов», лауреатов российских литературных премий. Обычно отрывка из романа, опубликованного в литпрессе, или короткого рассказа мне достаточно, чтобы составить представление об очередном «таланте, равном Льву Толстому и Чехову».
Если же мне всё-таки по каким-то причинам нужно иметь более полный образ «модного автора», тогда я беру в библиотеке или покупаю его книгу. Читаю внимательно, как правило, «до третьей гадости» (иногда, впрочем, первая по счёту гадость бывает настолько сильной, что продолжать чтение дальше я уже не в силах). То же самое и в кино – я не могу больше 15 минут смотреть фильм, который мне кажется эстетически безобразным.
Литература – вид «пищи духовной», и вкушая её, я стараюсь оберечься от всего тухлого, «химического», «фаст-фудного», ядовитого, падального и низкопробного. Дело тут не только в мастерстве «повара» (писателя), но и в его душе, намерениях, мыслях и чувствах. Я ищу в книге красоту, гармонию и художественную правду. Такое случается редко, но это чудо – возможно.
Автор – мой собеседник, и хочется, конечно, поговорить с мудрым человеком. Если это юноша – восхититься чистотой его помыслов, его внешней красотой и силой. Если мужчина – то от него ждёшь защиты в житейских бурях, совета и утешения. Книги – те же люди, «ближний круг», с которым связана твоя духовная жизнь. Литература никогда не была для меня развлечением. Но это – мой опыт, моя жизнь.
Мне кажется, будет неправильным, если я назову только одну книгу или одну публикацию последнего времени. Если книга современного автора живёт во мне несколько лет, значит, о ней надо сказать и сейчас.
Зоя Прокопьева, роман «Своим чередом», переиздан в Челябинске в 2008 году. Если бы наш «массовый читатель» прочел эту книгу и прочувствовал бы её, у нас был бы другой народ.
Нина Стручкова, повествование «Хроника Погореловки», вышло в Ярославле в этом году. Если роман Прокопьевой – это полноводная река, сильная, «нравная», то книга Стручковой – это чистейший кристальный ручей. Вокруг – свалки, загажено всё, и вдруг – глоток живительного источника. Это – подлинное, настоящее.
Я начала читать в 3-м номере «Нашего современника» за 2010 год повесть Веры Галактионовой «Спящие от печали». Прочитала, наверное, страниц тридцать и оставила – обдумать и пережить. Написано с такой силой, мощью, с такой болью и правдой, что я даже не знаю, скоро ли я вернусь к этой вещи. Вот масштаб и мощь настоящего писателя! Вере Григорьевне нет равных в современной русской литературе. И я должна после неё читать какие-то «хохотушки», «офисные анекдоты» и прочий «досуговый» мусор?!.. Зачем?..
Вот три автора, три судьбы, три книги, три дарования. Но в основе – нравственная, честная жизнь. Какие же испытания, искушения надо пройти, преодолеть, чтобы так написать?!.. Вот это и есть чудо – настоящее искусство.
Часто бывает так, что издательства и толстые журналы отказываются публиковать по-настоящему хорошие тексты, называя разные причины отказа, либо без объяснения причин. Как вы думаете, почему это происходит? Каковы, как вы полагаете, настоящие причины таких отказов?
Странный вопрос. А вот в прошлом году в Алтайском крае часть урожая ушла под снег, зерно сгнило, потому что оно было не нужно государству… И сами крестьяне вымирают как класс – не нужен их труд, их коровы, их поросята – «у нас нефть есть, всё купим». Если население страны уж который год власти травят заменителями сахара, молока, мяса, то с чего бы это нам будет позволено иметь здоровую «пищу духовную»? Мы живём в оккупированной стране, это надо чётко понять и усвоить. Нами завладели инопланетяне, биороботы, которые «право имеют». А уж все остальные, «твари дрожащие», должны как-то исхитряться, беречься, чтобы сохранить в себе остатки разума, самосознания.
Читаете ли вы статьи литературных критиков и обозревателей книжных новинок? Если да, то кто из этих критиков и обозревателей на ваш взгляд наиболее адекватен?
Критик Капитолина Кокшенёва обратила моё внимание на историка философии Николая Ильина и литературоведа Николая Калягина — эти два имени лет десять назад были мне неизвестны. Книгу Ильина «Трагедия русской философии» и работу Калягина «Чтения о русской поэзии» я с того времени рекомендую всем, в ком чувствую духовную близость. Критик Вячеслав Лютый посоветовал мне посмотреть сказки и стихи автора из Воронежа Алексея Ряскина. Действительно, это очень одарённый молодой человек, и если ему хватит воли и характера, он может много достичь в творчестве. Критик Валентина Семёнова из Иркутска в частной беседе похвалила прозаика Андрея Антипина. Единственный его рассказ — «Теплоход «Благовещенск», который я пока прочитала, оставил у меня сильное впечатление – это живая и цельная проза.
Возможно, я что-то забыла за давностью лет, но, по-моему, больше никакого читательского «улова» с помощью критиков у меня не было. Разумеется, имена книжных обозревателей мне известны, иногда я просматриваю их рецензии, чтобы понять, чего ни в коем случае читать не надо (это те книги, которые они расхваливают на все лады или просто «обмусоливают» так и эдак). Большие критические статьи читаю редко, поскольку их «концепции» построены, как правило, на ложных основаниях, а мысль бедна и худосочна, вращается вокруг литпремий, надуманных проблем и прочей «корпоративной» суеты.
Критик Лев Пирогов мне интересен процессом самостоятельного «думанья», что ныне является большой редкостью. Но его рекомендации пока никак не повлияли на выбор моего чтения.
Как вы думаете, переместится ли в ближайшие лет десять хорошая (большая) литература окончательно в интернет? Отпадет ли необходимость в бумажных изданиях? Если нет, то почему вы так думаете?
Думаю, что роль настоящих писателей и хороших книг в ближайшие десять лет будут возрастать. Конечно, аудитория сократится количественно ещё больше (удовольствие думать – это роскошь свободного человека), но качественно она потихоньку начнёт преображаться (по крайней мере, нормальным честным литераторам над этой задачей надо работать).
Интернет не убьёт живую книгу, зато сохранит множество деревьев. Люди станут серьёзней и строже относиться к жизни. Да и вообще – всё будет совсем по-другому, не так, как сейчас.
***
Это были ответы Лидии Сычевой.
***
Хроника Неудобной литературы будет продолжена, если к тому появятся поводы. А вот Содержание Хроники проекта Неудобная литература – в том порядке, в котором я рекомендую вам ее читать, чтобы получилась занятная драматургия (впрочем, это гипертекст, и у вас могут возникнуть свои соображения на эту тему):
— Переписка с Александром Ивановым из Ад Маргинем и представление романов «Побег» и «Мотобиография»
— Виктор Топоров и его Опция отказа. Как это работает, или как найти издателя
— Ответы Дмитрия Быкова
— Ответы Сергея Шаргунова
— Ответы Вячеслава Курицына
— Ответы Николая Климонтовича
— Ответы Владимира Сорокина
— Ответы Дмитрия Бавильского
— Ответы Александра Иванова
— Невозможность продать (в символическом смысле)
— Ответы Льва Данилкина
— «Хорошая вещь пробьется», или Неудобность Галковского
— Ответы Андрея Бычкова
— Ответы Лидии Сычевой
— Ответы Виктора Топорова
— О том, как в толстых журналах 80-х понимали «гласность», а также об отношении издателей к сетевой литературе
— Ответы Алексея Варламова
— Ответы Игоря Панина
— «Новый мир» реагирует на Неудобную литературу. Михаил Бутов VS Виктор Топоров
— Ответы Льва Пирогова
— Ответы Евгения Лесина
— КУКУШКИНЫ ДЕТКИ. Роман Олега Давыдова (к началу первой публикации)
— Ответы Лизы Новиковой
— Ответы Сергея Белякова
— Ответы Ефима Лямпорта
— «А вокруг скачут критики в мыле и пене…» (про литературных критиков)
— Роман «Побег» и МИТИН ЖУРНАЛ
— Ответы Романа Арбитмана
— Переходный период. Битники, Пелевин и — ответы Виктории Шохиной
— Ответы Макса Немцова
— Ответы Юрия Милославского
— Ответы Дениса Яцутко
— Таба Циклон и Джаз на обочине. Гонзо-стайл и антихипстеры
— Игры пастушка Кришны
— Книги проекта Неудобная литература
Вся Хроника Неудобной литературы всегда доступна вот по этой ссылке.